Ошац/Oschatz/Ошатц. Школа 109 ГСВГ/ЗГВ: Ностальгия по ГДР (фото)
Главная | Oschatz | Fliegerhorst (Нижний Ошац) | Верхний Ошац | Школа 109 ГСВГ | Личные фото | Ссылки | Новости

Ностальгия по ГДР (фото)
Место: ex-DDR, бывшая ГДР
Дата: 60, 70, 80-ые
Источник: http://www.sostav.ru/columns/eyes/2004/kolonka14/


Быт СССР (exUSSR) >>

Скажи мне, что ты пьешь...


Почему-то с уходом определенной эпохи, исчезают из магазинов и продукты, предназначенные для поддержания жизнедеятельности в ней. Казалось бы, что тут сложного, делать "Лесную ягоду", "Пломбир" за 48 копеек или пирожное "Картошка", но почему-то получается по-другому. И как не подделывай этикетки, играя на ностальгических чувствах граждан, содержимое обманывает. "Тархун" испортился, говорят потребители, вспоминая случаи, связанные с процессом потребления чего-нибудь "как в детстве".
Жители ГДР были тем, что ели именно они, и все съеденное и выпитое ими стало частью их прошлого. Теперь они едят западную пищу, смотрят на мир по-новому. Но с удовольствием достают старые бутылочки-упаковочки и делятся воспоминаниями:

Vita Cola была одним из любимейших напитков в ГДР с 1954 года. По местному госту она попадала в "шипучие-лимонады-со-вкусом-травы-и-фруктов", но пищевая лаборатория не согласилась с таким определением, и колу назвали просто "освежающий-кофеиносодержащий-напиток-с-пятьюдесятью-миллиграммами-витамина-Ц". На основании такой формулировки более двухсот производителей могли выпускать этот кофеиносодержащий лимонад и не было в ГДР таких мест, где бы не производилась своя "Вита-Кола". Поэтому существовало несметное количество видов ее этикеток:













После падения стены культовый напиток исчез с прилавков магазинов и заработать на былой любви к нему решились только в 1994 году. Рецепт был немного подкорректирован в соответствии с тенденциями моды, - вместо "натуральных ароматов" -- "натуральные экстракты цитрусовых фруктов". Но, говорят, вкус остался прежний, с легкой цитрусовой нотой, что делает конкретно эту колу более освежающей, чем все остальные.





В своей новейшей истории Vita-Cola попала на конвейер современных потребительских исследовании, и была подредактирована не только внутренне, но и внешне. Стала спонсором футбольного клуба Hansa Rostock и, по словам производителей, сделалась "второй по любимости" колой во всех федеральных землях взятых вместе, а в некоторых, так вообще - самой любимой.
Сегодня почти всю Vita-Cola делают в Шмалькальдене, соответственно и этикетка унифицирована. Попробовать колу можно по-прежнему везде. Вот только восток бывшей ФРГ до сих пор в бедственном положении без Vita-Cola. Впрочем, вряд ли он об этом подозревает.



"Когда, если не сейчас"


Club Cola была вторым по распространенности сортом колы в ГДР:









Теперь ее делает некто Spreequell. Я лично не видела, чтобы Club Cola кто-то пил.



В ГДР не было лечебных минеральных вод в нашем, советском, понимании. Все на свете заменяла "Сельтерская". В пересохшие горла граждан ГДР она притекала со всей страны. И, естественно, каждый производитель лепил на нее этикетки в свое удовольствие. И только бело-голубая гамма оставалась всегда неизменной:



Сегодня вся "Сельтерская" в одних руках. Стала респектабельной и дорогой. Вообще, вода в бутылках в Германии - предмет, скорее, имиджа. Дело в том, что благодаря современной очистке, не менее вкусная и безвредная, она легко добывается из обыкновенного кухонного крана.









Лимонадов в ГДР было огромное количество. Наверное, потому, что "лимонадом" можно назвать все, что угодно:





































И еще несколько культовых застольных газировок:











Пока дети собирали этикетки от лимонадов, взрослые выпивали. В частности, вина. По какой-то смешной иронии, советские войска оккупировали германские территории, на которых традиционно не выращивался виноград. В ГДР попала только небольшая область винодельческих территорий - вина из немецкого Рейнгессена встречались в магазинах не каждый день.









Выхода было два - покупать вина в больших количествах у социалистических соседей...





















...или делать из "невиноградных" подручных фруктов - яблок, слив, груш.











Все это называлось красивыми романтическими названиями - "Золотой нектар", "Танец огня", на худой конец, "Стандарт". Да и пить их было, говорят, приятно.

А вот напиток Rotkaeppchen ("Красная шапочка"), наоборот, сам стал предметом экспорта ГДР. Несмотря на несерьезность названия, "Шапочка" была визитной карточкой всех официальных и неофициальных визитов в страну и из страны. И это был совсем не детский безалкогольный напиток, как может показаться из названия, а самое что ни на есть настоящее шампанское (да простит меня читатель, называть "шампанское" "игристым" я так и не привыкла). "Красная шапочка" обслуживала все гэдээровские праздники и, одновременно, была сувениром, подарком и украшением стола.
Вообще-то, Rotkаеppchen - совершенно не завоевание демократической республики - игристый напиток был изобретен аж в 1856 году (все этикетки), но не знал, что окажется на советской территории. Слава Богу, традиций он от этого своих не потерял. 125-летний юбилей вина отмечали всем социалистическим миром. Съезд даже утвердил Rotkaeppchen в качестве члена "Совета по взаимной экономической помощи" между социалистическими странами. Был, оказывается, такой. "Шапочка" импортировалась направо и налево, вот только качество стекла, в которое разливали шампанское неизменно подвергалось критике.



Теперь, для сравнения, "Шапочка" выглядит так:



и даже так:

Вот так новым немцам прививают новые потребительские ценности. Но многие сопротивляются и продолжают искать в магазинах то, что хотя бы напоминает "раньше". Как предположил недавно один знакомый, в будущем не будет ни национальных, ни религиозных, ни сексуальных меньшинств, а будут только одни меньшинства потребителей...

Все этикетки восточно-германских продуктов, кроме Rotkaeppchen, собрал и разложил по полочкам Achim Bimschas, трагически погибший весной прошлого года.

Юлия Богатко





начало

© 2009 Волобуев В.А., Курск, Россия

Все материалы сайта доступны для свободного использования. Ссылка на сайт желательна.